.

        Индустриальный туризм — исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного (не гражданского) или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. Это явление обладает многими чертами молодежной субкультуры и на английском языке носит название «urban exploration» (городское исследование). На жаргоне иногда называется термином «сталкерство».
        Одним из наиболее распространенных видов индустриального туризма является посещение оставленных (заброшенных) объектов. Это могут быть оставленные недостроенные сооружения, когда-то действовавшие промышленные, хозяйственные и военные объекты, брошенные жилые дома, районы и даже города (так называемые города-призраки. Например Кадыкчан, Припять, Колендо). Широкое распространение такого вида индустриального туризма связано, видимо, с относительно небольшими рисками для здоровья (опасность могут представлять, например, внезапные обрушения конструкций, бездомные собаки, асбест, использовавшийся для многих инженерных конструкций и вообще химические загрязнения) и, обычно, неохраняемостью объектов. Так как в большинстве случаев целью такого туризма является получение созерцательного удовольствия, многие такие исследователи являются фотографами.
        Российских исследователей заброшенного от западных отличает большая скрытность — они стараются не афишировать местоположение обнаруженных объектов (на жаргоне — «палить объект»), полагая, что таким образом можно привлечь к объекту внимание со стороны властей или вызвать слишком большой наплыв туристов.
        Проникновение на охраняемые территории, территории действующих промышленных зон и зон, не созданных для нахождения в них людей (инфильтрация). Этот вид индустриального туризма наиболее экстремальный и требует серьезной подготовки, экипировки и высокого уровня авантюризма, так как связан с серьезными опасностями. Часто такая деятельность сопряжена с нарушением законов, что иногда еще больше возбуждает искателей приключений, а надписи на табличках типа «посторонним вход запрещен», «выхода нет», «пожарный выход», «предъяви пропуск» и «опасность, не входить» становятся прямыми указаниями к действию. Главной целью становится получение адреналина и особое психическое удовлетворение от посещения закрытых для посторонних зон.
        Исследование подземных сооружений (диггерство). Слово диггерство происходит от слова «диггер» (от анг. to dig копать) — так себя называют люди занимающиеся исследованиями подземных сооружений, построенных человеком с применением строительных материалов и технологий. Например, дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек, промышленных туннелей. Предметом особого интереса многих диггеров является метро и поиск так называемых станций-призраков. Этот вид индустриального туризма также требует серьезной физической подготовки и специальной экипировки. Не стоит путать диггерство со спелестологией, целью которой является исследование штолен, каменоломен и пещер искусственного происхождения.
        Прогулки по крышам (руфинг, руферство). Этот, довольно опасный (по понятным причинам), вид туризма распространен в основном в крупных городах. Люди увлекающиеся созерцанием видов открывающихся с городских крыш называют себя по разному — «руферы» (от анг. roof крыша), «крышелазы», «крышеры», «крышнаиты» и т. д.
        В последнее время это движение набрало много приверженцев и, одновременно, столкнулось с новыми трудностями, так как увеличилось количество препятствий на пути к главной цели — появились домофоны, охрана, замки и законы, предписывающие вешать эти замки на выходы на крыши. Хотя это вряд ли остановит настоящего руфера. Среди городов Российской Федерации стоит выделить Санкт-Петербург как один из наиболее привлекательных для руферства городов по причине плановой застройки и регламента по высоте зданий, что позволяет взгляду охватывать большие пространства. И то, что он является вторым по величине мегаполисом РФ делает его в этом плане вне конкуренции.
        Пассивный и коммерческий индустриальный туризм. Многие люди далеки от желания активно исследовать объекты и нелегально проникать на их территорию и удовлетворяются созерцанием индустриальных пейзажей и объектов промышленной архитектуры со стороны или экскурсиями на действующие объекты промышленности. Для них организуются специальные туры в разные города мира. В Российской Федерации этот вид туризма развит слабо, в отличие от стран Европейского союза и Северной Америки, где он имеет весьма широкое распространение.
        Также существуют специальные туры для бизнесменов интересующихся промышленностью и находящихся в поиске выгодного вложения средств в производство. Такой вид туризма также называют индустриальным.
        Урбанизм. В данном контексте урбанизм (от лат. urbanus городской) стоит рассматривать как любовь к городским пейзажам, сформировавшимся в результате расширения, развития или наоборот, прихода в упадок городских территорий. Объектами особого вдохновения могут стать здания определенной архитектуры. Например, в России это может быть архитектура в стиле сталинский ампир, конструктивизм. Многие творческие люди вдохновляются видами на ЛЭП, железнодорожные развязки и депо, атмосферой спальных районов, городских колодцев, тупиков, странных и необычных мест, давно неиспользуемых дорог, и вообще неофициозной жизнью города. В странах Европейского союза действуют туристические фирмы, предлагающие туры по не афишируемым уголкам европейских городов.
        На западе индустриальный туризм приобрёл популярность после того, как на него обратили внимание массмедиа, а в начале 80-х годов набрал популярность музыкальный стиль «индастриал», к которому относят такие коллективы, как Throbbing Gristle, Current 93, Einstürzende Neubauten, Coil, Nurse With Wound и т. д. В СССР большой скачок интереса к эстетике заброшенных объектов и промзон произошел после появления фильма «Сталкер» Андрея Тарковского, и название «сталкер» стали применять по отношению к себе сами любители индустриального туризма, хотя по фильму Сталкер — это проводник по Зоне, а не ее исследователь, а в книге «Пикник на обочине» братьев Стругацких, по мотивам которой снят этот фильм, сталкеры нелегально проникают в Зону с целью поиска необычных артефактов, т. н. хабара, для последующей их продажи на черном рынке.
        Но отсутствие в 80-х годах в СССР возможности получать и обмениваться информацией в привело к невозможности консолидировать участников движения в стране, делая его уделом одиночек. Все сильно изменилось с появлением Интернета, позволившего свободно обмениваться информацией, объединяться и организовывать совместные поездки на труднодоступные и далекие объекты. За пределами России издается множество журналов, книг, снимаются документальные фильмы и телевизионные передачи на тему городских и индустриальных исследований.
        Существенно поднял популярность такого туризма выход долгожданной многими компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. в 2007 году. Именно с её появлением слово «сталкер» становится более употребительным по отношению к человеку, увлекающемуся индустриальным туризмом. До сегодняшней волны Urban exploration такие люди чаще называли себя исследователями, индустриальщиками или диггерами. На западе, как можно прочитать на английской странице Википедии Urban exploration, новый взрыв интереса к этой субкультуре поколения нулевых произошел благодаря телевизионным шоу и периодическим изданиям.

Информация взята с "Википедии".